С 17 по 29 июля 2020 года в Алтайском крае проходил краевой конкурс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
В настоящее время в дополнительном образовании детей Алтайского края ведется большая работа по созданию и обеспечению условий для социальной адаптации, формированию духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством его включения в разнообразные виды деятельности. Во многих образовательных организациях края реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся, создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и формирования здоровой личности.
Основной целью проведенного КГБУ ДО «АКДТДиМ» конкурса стало выявление и популяризация лучших педагогических практик дополнительного образования детей, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурс проводился при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края.
Экспертной комиссией, в состав которой вошли специалисты краевых образовательных организаций дополнительного образования, были оценены конкурсные материалы – дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, размещенные портале персонифицированного дополнительного образования Алтайского края образовательными организациями г.г. Алейск, Барнаул, Бийск, Заринск; Панкрушихинского, Первомайского, Петропавловского, Ребрихинского, Солонешенского, Табунсого районов; ЗАТО Сибирский.
В конкурсном отборе участвовало более 50 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих, адаптированных программ четырех направленностей дополнительного образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывающие особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, и при необходимости, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Жюри отметило востребованность программ художественной и социально-педагогической направленностей, их актуальность и социальную значимость, а также ориентированность конкурсных программ на решение наиболее значимых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.
Так же эксперты единодушны во мнении, что процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования осложняется отсутствием точного понимания авторами-составителями особенностей проектирования адаптированных программ для данной категории детей. К сожалению, большинство программ, участвующих в конкурсном отборе, носят формализованный подход.
Программы призеров и победителей конкурса отличают четкость и ясность формулировок целей и задач, отбор содержания, средств, методов и форм образовательной деятельности, отражение в них направленности программы; взаимосвязь целей и задач с содержанием образования, методами обучения, формами организации и характером деятельности обучающихся; практическая значимость, использование в образовательной практике различных образовательных технологий.
Номинации «ДООП физкультурно-спортивной направленности» и «ДООП туристско-краеведческой направленности» не состоялись, ввиду отсутствия программ на портале ПФДО.
Наградной материал призерам и победителям конкурса будет отправлен на адрес электронной почты образовательной организации до 20.08. 2020 г.